Нас ждут серьезные изменения в системе образования

Чему учить?

От века основной функцией педагогики было: воспроизводство культуры общества, передача культуры следующему поколению. Культура — это совокупность поведенческих стереотипов, принятых данным обществом; основных научных и бытовых понятий и парадигм; устоявшихся технологий и способов решения задач. Привычка умываться по утрам, уголовный кодекс, технология производства сыра, теорема Виета о корнях квадратного уравнения — все это элементы культуры.

Основное противоречие современного образования, связанное с этой функцией — это противоречие между огромной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно низкой скоростью накопления знаний отдельным человеком. Объем совокупных знаний человечества растет как минимум в геометрической прогрессии. А технологии обучения отдельного человека остаются практически без существенных изменений и не обеспечивают соответствующего роста усвоения знаний. Как быть?

До сих пор увеличение образованности достигалось в основном путем экстенсивным: увеличением времени ученичества. Современная педагогика знает и ряд приемов интенсификации обучения, но в целом проблемы они не решают. Есть и достаточно сильная (но не проработанная технологически) идея: обучать, прежде всего, не конкретным знаниям, а способам быстрого и эффективного усвоения знаний (умению учиться). Разработать эту идею технологически — одна из проблем современной педагогики. И на этом пути предстоит сделать немало педагогических изобретений.

Но содержание педагогики 21 века будет определяться еще одной функцией, которая вызрела в информационном взрыве 20 века. Какой? Давайте разбираться…

Известный физик Лео Сцилард предложил простой образ: изобразим все знание человечества как шар. Тогда пространство вне шара — область неизвестного. Поверхность шара символизирует границу с неизвестным. Но чем больше объем знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. И каждая точка этой площади — новая задача.

Область соприкосновения с неизвестным = область новых знаний (риc. 1)

Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться людям, резко возросло. И ответственность за решение новых задач также возросла. Хорошее решение задачи — новые возможности. Плохое — новые неприятности, вплоть до экологических катастроф. Впервые в истории человечества появилась потребность в целенаправленной и массовой (!) подготовке Решателей.

Скажем так: необходима профессия Решателя. Не просто физика или техника, химика или биолога, психолога или социолога, а именно Решателя. Потому что современность все чаще сталкивает нас со сложными многофакторными задачами, которые значительно шире любой конкретной специальности. Кто-то должен вязать концы в единый узел, кто-то должен понимать язык и интересы представителей разных специальностей. И если творчество вообще подлежит изучению и имеет свои закономерности — кто-то должен уметь ими пользоваться…

А теперь отвлечемся. И представим себе, что машина времени изобретена. Посадим в нее обыкновенного восьмиклассника средней школы и отправим в Пизанский университет 13 века, где собрались выдающиеся математики Европы, чтобы посоревноваться в делении многозначных чисел. Трудное это дело — требует большого опыта и интуиции. Ведь цифры записываются в Римской традиции (арабское исчисление пришло в Европу позже), и методов деления просто не существует — ответ подбирается и проверяется обратным действием… Соревнование математиков заканчивается быстро с «разгромным счетом» в пользу восьмиклассника. Он что — гений? Нет, но зато у него есть простой метод — деление «уголком».

Может быть, это — подсказка к разрешению противоречия? Мы не можем всех сделать гениями. Но можем вооружить многих сильными методами решения сложных задач! Можем ли?

Во всяком случае, зафиксируем вывод: подготовить к встрече с новыми задачами, с которыми не приходилось сталкиваться раньше — вторая основная функция педагогики, появившаяся в результате научно-технической революции. И функция эта становится главной.

Остается непростой вопрос: как строить учебный курс, целью которого будет подготовка сильных Решателей? Попробуем вычленить основные направления такого курса.

Воспитание Решателя

Цель: формирование характера и мышления Решателя, готового к столкновению с новыми проблемами.

Достижение цели предполагает разработку педагогической системы, которую мы и называем сейчас ТРИЗ-педагогикой. Содержание ТРИЗ-педагогики во многом будет определяться такими направлениями:

Рис. 2

Раскроем содержание каждого направления подробнее.

I. Развитие творческой интуиции

Говорят, академику Туполеву достаточно было одного взгляда на эскиз самолета, чтобы сделать вывод: полетит или не полетит.

Развитая интуиция — следствие большого числа решенных задач. Развитие творческой интуиции Решателя предполагает наличие в учебном курсе большой базы творческих учебных задач .

II. Обучение методам решения творческих задач

Естественно, ТРИЗ-педагогика опирается на разработанные в рамках теории решения изобретательских задач методы: операторы снятия стереотипов, приемы разрешения противоречий, алгоритмы решения творческих задач и другие решательные механизмы ТРИЗ. В тоже время ТРИЗ-педагогика не пренебрегает другими методами , используя их как вспомогательные.

В ТРИЗ-педагогике накоплен опыт преподавания методов решения творческих задач различным возрастным группам — от детей дошкольного возраста до студентов и взрослых специалистов. Естественно, на адекватных возрасту примерах и задачах. Эффективное освоение специальных методов изобретательской деятельности опирается на фундамент сильного мышления, к основным свойствам которого следует отнести умения:

  • искать и выделять закономерности в массиве фактов;
  • видеть не явно заданные качества предметов и явлений, скрытые ресурсы для решения задачи;
  • выстраивать причинно-следственные цепочки, в том числе разветвленные с необходимой степенью подробности;
  • владеть аппаратом формальной логики в условиях недостаточного знания;
  • выделять главное и задавать вскрывающие суть вопросы (человеку или природе — тогда речь идет о постановке эксперимента);
  • выдвигать (сознательно генерировать) гипотезы и выстраивать систему проверочных опытов;
  • оперировать противоречиями;
  • свободно пользоваться широким полем различного вида аналогий;
  • строить различного типа классификации.

III. Обучение организации творческого труда

Можно быть очень талантливым человеком и ничего не успеть сделать в жизни… Без упорной работы над этюдами не будет музыканта-виртуоза. Плодотворная работа Решателя не представима без умения организовать свой труд.

Организация труда включает в себя :

  • планирование ведения научной работы;
  • умение работать с базами данных, в том числе организовывать собственные базы данных;
  • реферирование;
  • владение скоростным конспектированием, умение «свертывать» информацию в емкие опорные сигналы (образы);
  • навыки скорочтения;
  • планирование рабочего времени;

Не менее важными представляются умения, необходимые при организации коллективной интеллектуальной работы:

  • умение вести научную дискуссию и четко аргументировать доводы;
  • умение представить отчет о своих достижениях в устной и письменной форме;
  • умение редактировать, рецензировать и дополнять работу коллеги (другого учащегося);

Гин Анатолий Александрович

Консультант-эксперт по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), основатель и научный руководитель международной Лаборатории «Образование для Новой Эры», генеральный директор автономной некоммерческой организации содействия инновациям «ТРИЗ-профи», вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ по вопросам образования.

Провел более 200 семинаров для студентов, учителей, психологов, преподавателей вузов, инженеров и предпринимателей в странах СНГ, Латвии, Польше, Франции, Китае, Южной Корее. Работы изданы на многих языках (белорусский, украинский, эстонский, чешский, польский, английский, китайский, корейский, французский, немецкий…). Автор 15 и редактор более двадцати книг.

Выводы

На пороге третьего тысячелетия привычные образовательные технологии, вызревшие в 17-18 веках , «забуксовали». Хочется осознать суть перемен и не отстать от требований времени… Присоединяйтесь! Ссылка: https://trizway.com/art/form/funkcii-obrazovania.html

Одна мысль про “Нас ждут серьезные изменения в системе образования”

  1. 1. На мой взгляд, есть такая наука – философия, и специалист в этой науке, подготовленный к конкретной специфике решаемых задач, и может быть тем самым “Решателем”.
    2. Накопление знаний и связанный с этим технический прогресс – это палка о двух концах: с одной стороны, вроде бы, улучшение жизни людей, а с другой – уничтожение цивилизации в целом. Чтобы этого не произошло, палка должна быть в очень умных руках, а где их взять?
    3. К интенсивным методам обучения стали переходить ещё в 70-х годах прошлого века, когда начали в процесс внедрять технические средства обучения.
    4. Переводя на простой язык то, что написано про воспитание “Решателя”, наверное можно сказать, что нужны универсальные руководители, способные координировать решения многофакторных задач, и которые должны “понимать язык и интересы представителей разных специальностей”. Значит настоящие руководители не удовлетворяют современным требованиям?
    5. По мнению автора, традиционная система обучения готовит специалистов, способных решать лишь уже решённые задачи? Не знаю, как сейчас, но меня учили по-другому.
    6. Традиционная система обучения включает в себя три элемента: знания, умения и навыки. Почему-то автор об этом не обмолвился и никак не связал её логически с процессом подготовки “Решателей”. Так же не объяснено, по каким критериям подбираются кадры для воспитания из них “Решателей”, то есть, их отбирают из абитуриентов, или из готовых специалистов с высшим образованием? А это важно.
    7. Также интересно, в какие сроки, по мнению автора, предполагается подготовка “Решателей”, поскольку, к примеру: “Развитая интуиция — следствие большого числа решенных задач” (заметьте: “решённых”, а не решаемых), а это требует неопределённого времени.
    8. Следующим элементом обучения “Решателей” автор предлагает “Обучение методам решения творческих задач” на базе “фундамента СИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ”, понимая под этим перечисленные ниже умения. Простите, но если человек уже обладает этими умениями, то чему ещё его можно и нужно учить? Непонятно!
    9. Что же касается обучения организации творческого труда, то тут не поспоришь, поскольку приведены банальные, давно известные требования к этому процессу. Только одно маленькое замечание: скоростное конспектирование давно заменено диктофонами.
    Итак: в целом с автором нельзя не согласиться в том, что процесс обучения нужно творчески реформировать в соответствии с развитием цивилизации, однако не нужно делать из этого самоцель, как это наблюдается в нашей стране последние тридцать лет: реформы ради реформ.
    Надеюсь мои замечания помогут автору в его очень сложной работе.

Обсуждение закрыто.