ISSN 1991-5500. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 4 (41) 2013 (ВАК)
В.Г. Мальцев, ст. преп. каф. физического воспитания ФГБОУ ВПО «Норильский индустриальный
институт», г. Норильск, E-mail: maltsev1948@rambler.ru
В статье рассматриваются вопросы внедрения образовательных услуг в сети передачи данных.
Ключевые слова: образовательные услуги, местные локальные сети, информационные, компьютерные, коммуникационные технологии, Сайт «НИИ Спорт».
В последнее время мы наблюдаем стремительное развитие информационных технологий, построение экономики знаний,
которое требует подготовки специалистов нового типа, которые
должны: эффективно действовать в условиях информационно
насыщенной среды, самостоятельно принимать ответственные
решения в ситуации выбора, быть способными к самообучению,
чтобы опережать «компьютерный прогресс». Можно выделить
следующие характерные черты образования в XXI веке: персонализация и индивидуализация образовательных программ
и технологий; быстрое обновление образовательного контента;
широкая доступность образовательного контента; обучение
в течение всей жизни; повышение значения междисциплинарных знаний. При этом система обучения должна решать три основные задачи:
В последнее время мы наблюдаем стремительное развитие информационных технологий, построение экономики знаний,
которое требует подготовки специалистов нового типа, которые должны: эффективно действовать в условиях информационно насыщенной среды, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть способными к самообучению, чтобы опережать «компьютерный прогресс». Можно выделить следующие характерные черты образования в XXI веке: персонализация и индивидуализация образовательных программ
и технологий; быстрое обновление образовательного контента;
широкая доступность образовательного контента; обучение
в течение всей жизни; повышение значения междисциплинарных знаний. При этом система обучения должна решать три основные задачи:
- Предоставлять всем желающим доступ к учебным
ресурсам. - Помогать всем, кто хочет делиться своими знаниями,
находить учеников, которые хотели бы у них научиться. - Предоставлять возможность публиковать свои результаты, чтобы знание о предмете формировалось не отдельным обучаемым, а группой учащихся.
В то же время следует признать, что в практике учебновоспитательного процесса учебных заведений процессы формирования сетевых, децентрализованных моделей обучения еще не получили повсеместного распространения, но именно информатика и сетевые технологии подготовили для них почву.
В качестве положительного примера рассмотрим действующую модель образовательного сайта «НИИ Спорт» Норильского индустриального института в региональных локальных сетях Арктической зоны (http://www.niisport.ru).
Основной целью создания сайта НИИ Спорт является предоставление в свободном доступе учебной и методической информации, для возможности формирования теоретической, методической подготовки у студентов в рамках учебной программы, сознательного освоения теоретических знаний, культуры физических упражнений, совершенствование базовых теоретических и методических подходов в индивидуальной подготовке.
Сайт создан для более эффективной и качественной работы кафедры физического воспитания. На кафедре физического воспитания Норильского индустриального института нет своего компьютерного класса, Smart-доски, но тем не менее, наравне с другими кафедрами, где есть компьютерный класс, преподаватели обязаны предоставить свой учебно-методический материал на страницах сайта с выходом в Интернет, на уровне других кафедр, где есть компьютерный класс [1].
Тем самым предоставление качественных образовательных услуг школьникам, студентам, преподавателям, жителям единого муниципального образования (ЕМО) г. Норильск – гг. Талнах, Оганер, Кайеркан, Норильск с интеграцией образовательных услуг в местные локальные сети и последующим выходом в Интернет стало реальностью. Возможность использования местных локальных сетей в Норильском промышленном
районе уникален: инфраструктура местных локальных сетей такова, что практически жители городов и любого микрорайона могут общаться между собой в прямом доступе, находясь в разных микрорайонах и городах.
В настоящий момент планируется использовать материалы сайта для дистанционного обучения по теоретической подготовке, разработать и внедрить методику «домашний компьютер, подключённый к местной локальной сети использовать как рабочее место студента». Привлекательность идеи: дешевизна и доступность получения образовательных услуг, реализация
возможности охватить весь регион образовательным ресурсом приобрела реальные черты. Реализация этого проекта даёт основания говорить о том, что мы имеем комфортные условия использования местных локальных сетей для всех участников образовательного процесса, желающих получить эти возможности. Сайт имеет высокую посещаемость, включён в учебно-методическую и научную деятельность кафедры физического воспитания как составная часть всего учебного процесса высшей
школы. Для студентов и преподавателей удобство и доступность в том, что будучи пользователями местной локальной сети Канал-7, ресурсами сайта они могут пользоваться в любое удобное для них время, не выходя в Интернет. Уникальность сайта заключается в следующем:
-развитая нфраструктура местных локальных сетей обеспечивает возможность всем жителям ЕМО г. Норильск подключиться к местным локальным сетям;
легитимность образовательного ресурса, его структура
и контент полностью соответствуют всем требованиям высшей
школы;
параллельно с формированием сайта, проводится так
же большая работа, направленная на популяризацию видов
спортивной деятельности, в которых участвуют студенты и преподаватели на спортивных соревнованиях среди внебюджетных
и бюджетных организациях,
на страницах сайта работниками кафедры физического
воспитания публикуются результаты научной работы, публикуются научные статьи, презентации (рис. 1).
Оценка деятельности перечисленных образовательных ресурсов происходит прежде всего из предоставления в образовательных ресурсах содержания Федеративных государственных образовательных стандартов, публикаций оздоровительных,
учебных, учебно-методических, научных, воспитательных и патриотических материалов. Оценка независимых экспертов, специалистов происходит из нескольких значений: выпуска публикаций в научных сборниках, участия в научных конференциях
других высших учебных заведений в виде сертификатов и включение разрабатываемых на кафедре учебных, учебно-методических и научных материалов в научные сборники, а так же участия в Фестивале образовательных сайтов РФ, проходивших на
базе Томского государственного педагогического университета.
Проводимый мониторинг посещений сайта показывает, что постоянно возрастает востребованность публикуемой информации, а так же растёт количество участников, заинтересованных
в получении информации, предлагаемой на страницах указанных образовательных ресурсов.
Оценка деятельности перечисленных образовательных ресурсов происходит, прежде всего, из предоставления в образовательных ресурсах содержания Федеративных государственных образовательных стандартов, публикаций оздоровительных,
учебных, учебно-методических, научных, воспитательных и патриотических материалов. Проводимый мониторинг посещений
сайта показывает, что постоянно возрастает востребованность
публикуемой информации, а так же растёт количество участников, заинтересованных в получении информации, предлагаемой
на страницах указанных образовательных ресурсов. Использование образовательного ресурса НИИ Спорт в учебном процессе в течение многих лет, его обновление и реорганизация, успешная интеграция в местные локальные сети, предполагает
его дальнейшую деятельность в этом направлении на постоянной основе.
Резюмируя вышеизложенное отметим:
нования говорить о том, что мы имеем комфортные условия
использования местных локальных сетей для всех участников
образовательного процесса, желающих получить эти возможности. Сайт имеет высокую посещаемость, включён в учебно-методическую и научную деятельность кафедры физического воспитания как составная часть всего учебного процесса высшей
школы. Для студентов и преподавателей удобство и доступность
в том, что будучи пользователями местной локальной сети Канал-7, ресурсами сайта они могут пользоваться в любое удобное для них время, не выходя в Интернет. Уникальность сайта
заключается в следующем:
развитая инфраструктура местных локальных сетей обеспечивает возможность всем жителям ЕМО г. Норильск подключиться к местным локальным сетям;
легитимность образовательного ресурса, его структура
и контент полностью соответствуют всем требованиям высшей
школы;
параллельно с формированием сайта, проводится так
же большая работа, направленная на популяризацию видов
спортивной деятельности, в которых участвуют студенты и преподаватели на спортивных соревнованиях среди внебюджетных
и бюджетных организациях,
на страницах сайта работниками кафедры физического
воспитания публикуются результаты научной работы, публикуются научные статьи, презентации (рис. 1).
Оценка деятельности перечисленных образовательных ресурсов происходит прежде всего из предоставления в образовательных ресурсах содержания Федеративных государственных образовательных стандартов, публикаций оздоровительных,
учебных, учебно-методических, научных, воспитательных и патриотических материалов. Оценка независимых экспертов, специалистов происходит из нескольких значений: выпуска публикаций в научных сборниках, участия в научных конференциях
других высших учебных заведений в виде сертификатов и включение разрабатываемых на кафедре учебных, учебно-методических и научных материалов в научные сборники, а так же участия в Фестивале образовательных сайтов РФ, проходивших на
базе Томского государственного педагогического университета.
Проводимый мониторинг посещений сайта показывает, что постоянно возрастает востребованность публикуемой информации, а так же растёт количество участников, заинтересованных
в получении информации, предлагаемой на страницах указанных образовательных ресурсов.
Оценка деятельности перечисленных образовательных ресурсов происходит, прежде всего, из предоставления в образовательных ресурсах содержания Федеративных государственных образовательных стандартов, публикаций оздоровительных,
учебных, учебно-методических, научных, воспитательных и патриотических материалов. Проводимый мониторинг посещений
сайта показывает, что постоянно возрастает востребованность
публикуемой информации, а так же растёт количество участников, заинтересованных в получении информации, предлагаемой
на страницах указанных образовательных ресурсов. Использование образовательного ресурса НИИ Спорт в учебном процессе в течение многих лет, его обновление и реорганизация, успешная интеграция в местные локальные сети, предполагает
его дальнейшую деятельность в этом направлении на постоянной основе.
Резюмируя вышеизложенное отметим:
- Применение информационных технологий обучения
в преподавании физической культуры позволяет реализовать
требования теоретического и методического разделов типовых учебных программ посредством самостоятельной внеаудиторной учебной работы студентов, сохраняя тем самым аудиторные часы для практических занятий физическими упражнениями.
- Разработка и внедрение электронных средств поддержки обучения способствуют повышению качества учебной, методической и научной работы кафедры.
- Информационные технологии обучения обладают более
высокой дидактической эффективностью по сравнению с традиционными методами и средствами поддержки обучения. При
этом, высокий уровень интереса обучающихся, обусловленный
поначалу технологической стороной используемых электронных
средств, способствует в дальнейшем росту интереса к содержанию теоретических и методических аспектов физической культуры, реализуемого в повышении качества теоретических основ дисциплины «Физическое воспитание».
- Модель сайта НИИ Спорт-2011 «Виртуальный компьютерный класс», предоставляет возможность устранить противоречия в обучении между преподавателем и учеником, позволяет расширить возможности образовательного процесса, создаёт новые возможности и перспективы для всех участников учебного процесса. Возможность создания непрерывного учебного
процесса, рабочего места студента на удалённом доступе. - Позволяет создавать аналогичные информационные
структуры местным государственным учреждениям, без использования дорогостоящего Интернета.
Библиографический список
- Иконникова, Г.М. Управление образовательным процессом учебной дисциплины в среде инфотелекоммуникаций Норильска /
Г.М. Иконникова, В.Г. Мальцев // Научный вестник». – 2009. – № 4.
Bibliography - Ikonnikova, G.M. Upravlenie obrazovateljnihm processom uchebnoyj disciplinih v srede infotelekommunikaciyj Noriljska / G.M. Ikonnikova,
V.G. Maljcev // Nauchnihyj vestnik». – 2009. – № 4.
Статья поступила в редакцию 29.06.13